Здравствуйте все, кто заглянул ко мне на блог. Рада встрече с теми, кому не безразличны изменения, происходящие в Образовании. Давайте вместе решать, как сделать процесс образования в школе интересным для наших учеников.


Проекты и проектные задачи

Роль и место проектной деятельности в начальных классах


Согласно данной программы:
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно - смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,  регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися входе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Критерии как навигатор продуктивной деятельности обучающихся
Задачи духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения.


Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального 
общего образования


  • сюжетно-ролевые игры  гражданского и историко- патриотического содержания;
  • путешествия;
  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур образа жизни через сетевые проекты;
  •  получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры через заочные  путешествия;
  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения - приобретение опыта совместных действий в ходе выполнения проектной деятельности;
  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законны ми представителями) творческих проектов;
  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законны ми представителями) в экологической деятельности по месту жительства;
  •  получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.                                                                                                                         
  •                                                            Результаты:
  • получение обучающимся 
  • начального опыта самостоятельного общественного действия, 
  • формирование у младшего школьника социально приемлемых 
  • моделей поведения.
  • Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем,свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

  •                                                              Выводы:
  • Изучив  "Примерную  основную  образовательную  программу начального общего образования",  прищла к выводу, что с введением ФГОС  в программу   введены уроки-проекты по всем  предметам. Проектная деятельность введена и во внеклассную работу. Она становится основой для развития УУД обучающихся. Без неё нельзя обойтись.

  • Как решение проектных задач учит школьников действовать в нестандартной ситуации?
    «То, что дети могут сделать вместе сегодня,
    завтра каждый из них

                                                                            сможет сделать самостоятельно»

                                                                                                            Л.С. Выготский
       Проектные задачи имеют  творческую составляющую. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность проб по их использованию в модельных ситуациях.
    Предлагаем вам 2 задачи. Одна из них является проектной задачей. Проанализируйте обе задачи по предложенным четырем параметрам:
    Задача №1
    I. Основной предмет, связанные предметы 
    Окружающий мир, география, биология.
    I. Соответствие структуре: 
    • описание ситуации, содержащей проблему -  проблемная ситуация отсутствует. 
    • в описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности - есть конкретный вопрос, на который нужно ответить:  Какие виды пингвинов могут жить в зоопарке этого города?
    • задание (или несколько заданий) присутствует конкретное задание  - нет задания, только найти ответ на вопрос.
    • описание конечного «продукта» (если заданий несколько, то должно быть несколько промежуточных продуктов и один итоговый) – описание продукта совершенно отсутствует
    • решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов" – не направлено на создание продукта
    • итоговый продукт презентуется и оценивается публично –  не описаны способы проверки.

    Задача №2
    Соответствие структуре: 
    • описание ситуации, содержащей проблему - описывается ситуация, содержащая проблему: подобрать пингвинов, в соответствии с климатическими условиями. 
    • в описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности - в описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности.
    • задание (или несколько заданий) присутствует конкретное задание : Составьте рекомендации зоопарку по покупке пингвинов. 

    • описание конечного «продукта» (если заданий несколько, то должно быть несколько промежуточных продуктов и один итоговый) – указан конечный продукт, но не описано в каком виде представить конечный продукт.
    • решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов" – направлено на создание продукта
    • итоговый продукт презентуется и оценивается публично –  не поняла, как презентуется и оценивается

    Существует интересный подход, согласно которому требования к организации проектов условно можно назвать "Шесть П проекта" (1 (Ссылки на внешний сайт.))
    1. Проблема
    2. Планирование
    3. Поиск информации
    4. Продукт
    5. Презентация
    6. Портфолио проекта.
    Команда "Проектик"
    Проект "Как приходит новый год?"
    Проблема: Так случается, что некоторым детям приходится встречать Новый год на больничной койке. Цель проекта: привлечь внимание детей к данной проблеме, помочь больным детям встретить праздник в хорошем настроении.
    Планирование:
    1. Беседа о празднике Новом годе. История праздника.
    Ответ на вопросы: Почему все ждут этот праздник? Что вы ждёте от этого праздника? Все ли имеют возможность встретить в семье этот праздник?
    2. Опрос работников детской больницы: Сколько в среднем детей встречает праздник в больничной палате?
    3. Подготовка подарков детям, украшения палат.
    4. Поздравление детей в детской больнице.
    Продукт:
    Праздник для больных детей
    Презентация после проведённого праздника
    Портфолио проекта: фото и видео материалы.
    Проектная задача - это задача, в которой "через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей" [Банбан Я.М.Проектные задачи - одна из форм учебного процесса при реализации ФГОС (Ссылки на внешний сайт.)
    Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [Статья (Ссылки на внешний сайт.) в Википедии]. Работа в проекте "направлена на решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата" [Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? (Ссылки на внешний сайт.)].
    Проектные задачи направлены на развитие универсальных учебных действий, тренировку способов действий в неопределенных ситуациях. Направляющая роль учителя в проектных задачах более явная. Проектная задача может быть решена за 15 минут или за несколько уроков. Проект длится не менее двух уроков.
    Проектная задача
    Приближается "День матери". Мы готовим подарки. Составьте опросник для мамы по теме: "Что меня порадует в этот день".
    Создать каждой группе стенгазету к Дню матери.
    В стенгазете должны быть рисунки, эссе фотографии.
    Распределите  роли и создайте конечный продукт.
    Презентация стенгазет на празднике "День матери"
    (Задача для учащихся 4 класса. Они должны подготовиться к комбинированному уроку: литературное чтение + технология и создать стенгазету). Проектная задача на 2 урока.

    13 комментариев:

    1. Добрый день, Татьяна Владимировна. Прочитав Ваш материал, пожалела, что решила не рассматривать раздел 1 ФГОС с точки зрения проектной деятельности, спасибо за то, что заставили задуматься.

      ОтветитьУдалить
    2. Спасибо за отзыв! Действительно навыки проектной деятельности можно начать формировать с первых дней обучения в школе на всех уроках.

      ОтветитьУдалить
    3. Этот комментарий был удален автором.

      ОтветитьУдалить
    4. Здравствуйте, Татьяна Владимировна. Прочитала вашу работу и поняла, как много мне еще надо понять в проектных задачах.

      ОтветитьУдалить
    5. Главное - хотеть учиться и понимать.

      ОтветитьУдалить
    6. Замечательная идея, впереди - День Матери. Посильна ребятам любого возраста

      ОтветитьУдалить
    7. Результат решения используется для создания продукта.Детям должно быть интересно.Спасибо, Татьяна Владимировна, за идею

      ОтветитьУдалить
    8. Здесь через набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий.

      ОтветитьУдалить
    9. Идея замечательная, Вы молодец!!!

      ОтветитьУдалить
    10. Идея прекрасная. Особенно в предверии женского праздника.

      ОтветитьУдалить
    11. Татьяна, идея хорошая, но это проект, а не проектная задача. Вернитесь еще раз к структуре ПЗ.

      ОтветитьУдалить
    12. Идея есть!
      Вариант ПЗ по вашей теме: "Готовимся поздравлять, но вот с подарками затруднение, подготовьте опросник, который нам поможет" или "Составьте рекомендации, как нам не ошибиться с подарками".

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Спасибо большое! Понимаю, что задача должна быть конкретной.

        Удалить